Астраханская Дельта Заповедник
— Нам, научным сотрудникам, самим интересно ходить по тропе в разное время года и сравнивать впечатления, — признается Кирилл Литвинов, заместитель директора по научной работе. — Весной уровень воды был гораздо выше, и тропа оставалась единственным сухим участком. Птицы прилетали сюда с добычей, и на настиле часто можно было заметить изъеденные тушки щуки, сазана, толстолобика.
Спрашиваю, какое время года в заповеднике он сам любит больше всего.
— Пожалуй, конец сентября. Когда листья лотосов твердеют на холоде и трещат от ветра. Получается удивительный звук — такой, знаете, тоскливый и пронзительный. И одновременно прилетают лебеди-кликуны, носятся целыми стаями над головой.
В последний день выезжаем на лодке в 6 утра. В свете разгорающегося дня привычный пейзаж будто меняет свои очертания: деревья скрыты дымкой, солнце едва подсвечивает вершины деревьев, над ровной гладью воды стелется туман. Дорога до раскатов — того места, где Волга впадает в Каспийское море, — занимает около часа. Возле лодки плещется огромный сом, внизу проплывает косяк карасей, с ветки на ветку перелетают огромные ярко-синие стрекозы, кое-где среди зарослей рогоза можно увидеть желтые лапы кваквы.
Читайте также
На раскатах нас встречает целая стая крачек. Они носятся над головой, крича — охраняют гнезда.— Видите этот съежившийся лист лотоса? — показывает Петр Павлович. — Как только он сворачивается, крачка тут же делает в нем гнездо.
Проезжаем дальше, фотографируя гагар и желтых цапель. Задерживаемся у зарослей нимфейника — этот желтый цветущий ковер по красоте ничуть не уступает полям лотоса. Сворачиваем на новую протоку и наблюдаем, как десятки бакланов при виде лодки срываются с деревьев, заполняя собой все небо.