Южно-Уральский Заповедник
Этот природный заповедник возник 1 июня 1979 года. Назван так по своему местонахождению. Призван сохранить горно-таежные елово-пихтовые леса, растительные сообщества высокогорий и болот, а также животный мир.
Территория заповедника
Редкий случай, когда заповедник захватывает территории сразу двух регионов – республики Башкортостан и Челябинской области. Но большая часть территории заповедника все же расположена в Башкирии (порядка 90%). Участок заповедника в Челябинской области находится в Катав-Ивановском районе.
Общая площадь заповедника 252, 8 тысяч гектар. По площади это самый большой заповедник Южного Урала.
Общая протяженность границ заповедника около 270 км. Из них 185 км по территории Республики Башкортостан, а 85 км - по Челябинской области.
Часть границы заповедника (около 30 км) проходит по естественным рубежам - рекам Инзер и М. Инзер. 15-километровый участок - по железной дороге, остальная часть границ проходит по лесным квартальным просекам.
Западная граница заповедника проходит по правобережью рек Ямашта, Тюльмень и по восточным склонам Сухих гор. Восточная граница — по левобережной части реки Большой Инзер, по восточным склонам хребтов Маярдак, Аурсяк и Карагас. Северная граница на протяжении около 40 км совпадает с границей республики. В пределах Челябинской области граница проходит между хребтом Нары и Сухими горами.
Хозяйственная деятельность на территории
В прошлом часть лесов на территории современного заповедника вырубалась для получения древесного угля для заводов. В XIX веке на границе с заповедником работали Инзерский и Лапыштинский заводы. Также здесь разрабатывалось Кушьелгинское месторождение железной руды. После гражданской войны заводы закрылись. Активно вырубался лес и в советское время.
В 1912 году по этой территории прошла узкоколейная железная дорога длиной 145 километров, связавшая Белорецкий и Катав-Ивановский заводы. Закрыта в 1968 году. А в 1923 году вошла в строй узкоколейка между поселком Инзер и городом Белорецк, действовала до 1977 года.
Во время Великой Отечественной войны на территории заповедника (у его восточной границы – урочище Куязы) находился лагерь для интернированных немецких женщин.
В 1977 году была построена электрифицированная одноколейная железная дорога Белорецк – Карламан, которая частично проходит по границе, а частично по территории заповедника.